Способы обработки изделий регламентируются типовыми методами, унифицированной технологией, нормалями и стандартами.
Типизация - система мероприятий по сведению разнообразия норм, предметов, процессов к типам, например, применение типовой методики анализа расхода ткани, измерения площади лекал, типизация технологических процессов, организации производства.
Типовое проектирование одежды. Конструкцию моделей, обеспечивающую определенный модный силуэт, называют типовой или базовой.
Типовые конструкции являются примером унификации основных деталей швейных изделий.
Унификация - это приведение изделий к единой основе, форме, норме. Это- рациональный отбор из разнообразия типовых деталей необходимого минимума, обеспечивающего их эффективное использование.
Унификация облегчает конструирование, обработку деталей и сокращает количество лекал.
Стандартизация и нормализация - установление обязательных норм по терминам и определениям, стежкам, строчкам, швам, методам проверки качества готовых изделий и т. п. В СССР действуют Государственные стандарты (ГОСТы), республиканские технические условия (РТУ), технические условия (ТУ) и нормали. Основным ГОСТом является ГОСТ 12566-71 «Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности». По этому ГОСТу оценивают готовые изделия. Остальные ГОСТы являются как бы дополнением к нему, поскольку предъявляемые к ним требования (к методам проверки качества, к стежкам, строчкам и швам, маркировке и упаковке) отражают лишь определенные критерии проверки качества.
Основной задачей Домов моделей и фабрик является разработка технологичных конструкций изделий. Технологичная конструкция - это такая конструкция, которая, соответствуя своему назначению, обеспечивает высокое качество, эксплуатационные свойства изделия, исключает излишнюю обработку, позволяет снижать трудовые затраты, содержит унифицированные и стандартные детали и сборочные единицы, предусматривает использование унифицированной технологии, прогрессивных способов соединения деталей и т. п.
Композиция. Красота и выразительность костюма достигаются посредством искусства композиции - соединения образующих одежду составных частей, их цвета, формы материала в гармоничное единое целое. Композиция составляет главное содержание процесса моделирования одежды.
Компонентами композиции являются художественный стиль, силуэт и линии, ткани, пропорции, цвет, отделка. Первые четыре компонента знакомы нам из IX класса.
Важным элементом композиции являются пропорции в одежде, т. е. определенные соотношения отдельных ее частей между собой и в целом. Соотношения эти могут быть правильными и неправильными. Правильные соотношения исходят из естественных пропорций фигуры.
Части могут быть с сильно выраженным неравенством - это контрастные отношения, могут быть одинаковые - это подобные отношения, а могут быть гармоничные. Гармоничные отношения выявляют «золотым сечением». «Золотое сечение» - это такое деление целого на части, когда сумма частей образует целое, так относящееся к большему числу, как большее к меньшему. В практике «золотое сечение» имеет следующие цифровые выражения: 3:5; 5:3; 5:8 или 8:5; 8:13 или 13:8 и т. д. Соотношение «золотого сечения» можно найти графически (рис. 57).
Для художественного оформления одежды велико значение цвета ткани. Определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее.
Сведения о цвете. Белый солнечный свет состоит из световых волн разной длины, поэтому световой луч можно разложить трехгранной призмой на цветовую полосу, носящую название спектра. Порядок цветов в спектре такой же, как в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Если цвета спектра разложить по кругу, а между красным и фиолетовым цветами добавить пурпуровый (смесь красного с фиолетовым), то получится цветовой круг.
Три цвета: красный, синий и желтый - называют основными; их нельзя составить из других цветов. Оранжевый, зеленый и фиолетовый - составными, дополнительными, их можно полу» чить, смешивая основные цвета.
Цвета солнечного спектра делятся на теплые и холодные. Красный, желтый и все производные от них цвета относятся к теплым; синий и все производные от него - к холодным.
Все цвета солнечного спектра называют хроматическими. Белый, черный, серый цвета - нейтральными, ахроматическими.
Цвета отличаются интенсивностью, насыщенностью - светлотой. Темные цвета имеют большую насыщенность, большое содержание красителя. Цвета, близкие к цветам спектра, считаются чистыми.
В цветовом круге наиболее отдаленные цвета значительно отличаются друг от друга. Самый напряженный цвет - красный - находится против самого мягкого - зеленого. Самый теплый - оранжевый - против самого холодного - синего; самый светлый - желтый - против самого темного - фиолетового.
Цвета в цветовом круге, стоящие друг против друга, называют дополнительными. При оптическом смешении в определенных пропорциях дополнительных цветов получают белый или серый цвет. Дополнительные цвета, положенные рядом, усиливают звучание друг друга. Цвета, родственные, близко расположенные на цветовом круге, в окружении более насыщенного цвета того же тона, как бы обесцвечиваются, сереют.
На светлом фоне цвет кажется темнее, на темном - светлее. Больше того, на холодном фоне цвет кажется более теплым, на теплом - более холодным.
В сочетании цветов есть закономерность. Согласованность и стройность в сочетании цветов называют гармонией.
В моделировании используют две группы резко различных цветовых сочетаний: сочетания родственных цветов (расположенных вблизи друг от друга, в пределах 'Д цветового круга) и четаний контрастных цветов (лежащих друг против друга и противоположных четвертях) (цвет. табл. 1).
Говоря о композиции, нельзя не сказать о ритме. Ритм по закономерное чередование элементов модели, которое можем проявляться в линиях силуэта, в конструкции, в цветовом сочетают, способствуя достижению гармонической ясности, выразите л мш-сти. Орнаменты вышивок, рисунки на тканях строят в опрел* 1сп-ном ритме - чередовании, нарастании или убывании з-лемептв. Особенно велико значение ритма в отделке.
Отделка в одежде не имеет самостоятельного назначении и всецело зависит от направления моды. В качестве отделки 1 ю делировании костюма используют следующие материалы: н ши, трикотаж, мех натуральный и искусственный, кожу натуральную и искусственную, фурнитуру, сутаж, тесьму, вьюнок, шпур, мит, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликинин, вышивку различными материалами: нитками, бисером, ств! сом, паэтками. К отделке относят также буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, банты, галстуки и т. д. Сюда же относят цветы и украшения: бусы, браслеты, броши, брелоки и др.
Использование отделок зависит от назначения костюма, I I ю-на, материала одежды, художественных требований и др, Применение нескольких видов отделок требует их согласованности, с тем чтобы композиционное решение костюма было целостным.
Ансамбль. В широкое понятие слова «костюм» входят не только платье, пальто, т. е. собственно одежда, но и ее дополнения - аксессуары (шляпа, обувь, сумки, портфели, шарфы, платки, пояса и т. д.). Все эти вещи должны соответствовать друг другу, т. е. составлять ансамбль. Они должны быть однородны по художественному стилю и назначению.
На цветных таблицах 2, 3, 4 показаны современные модели легкого платья различного назначения из хлопчатобумажных, шелковых, синтетических и шерстяных тканей. Комплекты одежды подобраны с учетом законов композиции. Показаны модные декоративные линии воротников, карманов, манжет, кокеток и др. Использованы различные отделки: строчки, кружева, сборки, бусы.
|
||||
|